Пчелиный сад

Набор декоративных светильников «Пчелиный сад», 2014
Шамот, ангоб, глазурь, лепка, бронзирование, вощение, В. 86, 57, 36, 34, 20.
Нет в наличии, возможен повтор на заказ.
Природные аналоги для композиции светильников
Эскизы на бумаге и в глине
Светильник на заказ, Екатеринбург, эскизы для керамики, проект светильника

Готовые керамические светильники

Светильник на заказ, Екатеринбург, декор для дома, керамика для дома
Дизайнерская художественная керамика, интерьерная керамика, керамический плафон
Пчелиный сад - сад моих родителей

Так сложилось, что с детства я имела возможность наблюдать жизнь пчел и в подробностях узнала все связанное с ними, потому что родители держали пасеку. Наблюдение за пчелами наталкивало меня на размышления об их трудолюбии и целеустремленности, о том, что пчелы – это «душа лета», как писал Морис Метерлинк. «Часы, указывающие мгновения изобилия, разум парящих лучей, ропот трепещущих сияний, их полет – обнаруженный мелодичный звук маленьких бесчисленных радостей, которые рождаются от теплоты и живут в свете. Они заставляют понять самый сокровенный голос прекрасных мгновений природы. Кто их знал, кто их любил, тому лето без пчел покажется таким же жалким, таким же несовершенным, как если бы оно было без птиц и без цветов».

Но почему именно пчелиные деревья? Я достаточно долго пыталась почувствовать, в каком конкретном образе должна воплотиться эта идея. Бывали моменты сомнений, но когда образ пришел, я поняла, почему он должен быть именно таким: дерево с пчелами - это реальный, конкретный, пережитый мной образ и дорогой мне. Когда я оставалась дома одна, в моей обязанностью было обходить пасеку каждые полчаса, следить, не отроились ли пчелы, если да, то поймать рой. И вот утреннее яркое солнце, я иду по саду, оглядываюсь по сторонам, вдруг вижу - на дереве сидит рой, большой, гудящий, трепещущий и ждущий. Наше садовое дерево – это временное убежище, если их не поймать, они улетят в лес и поселятся, уже навсегда, в дупле какого-нибудь другого большого дерева.

Еще интересно, что согласно русской обрядовой традиции пчелы связаны с образом Мирового Дерева: «Вырастало деревце да кипарисовое, посередь то деревца да пчелы яры гнезда вьют». То есть символично можно сказать, что дерево, в котором живут пчелы – образ Мирового Дерева.

Итак, клуб пчел, сидящий на дереве или живущий в нем, олицетворяющий все самое светлое из этого лета, «разум парящих лучей», те, кто «рождаются от теплоты и живут в свете», я решила, что лучше всего этот образ сможет отразить светильник с живым огнем. В пользу этого также было изучение мной народных поверий, где считалось, что пчелы обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством, а конкретным символом можно считать братскую восковую свечу, изготавливаемую по старинному обычаю, общую для односельчан, которая хранилась поочередно у всех жителей деревни.

Все изделия являются разборными, состоят из подставки для свечи, являющую образ дерева, и ажурного плафона, отражающего кропотливое трудолюбие пчел, образ пчелиного клуба.

Все крупные предметы композиции имеют в своих стволах стилизованные отверстия дупел, символизирующие сердце дерева, где могли бы поселиться пчелы, возникает красивый образ дерева с живой «сердцевиной».

Структура ажурных форм имеет определенный ритм и упорядоченность, природ-ными аналогами которых являются фактуры клуба пчел, восковых ячеек и дикими домиками ос и пчел.

Цветовая гамма была выбрана исходя из мотивов близости к природным оттенкам, навеянным образами деревьев, меда, пчел, цветов.

Стволы деревьев постепенно набирались жгутами и заглаживались только со внутренней стороны, чтобы снаружи осталась красивая живая полосатая фактура, ассоциирующаяся у меня одновременно и с кряжистой корой деревьев и с пчелиным кропотливым строительным умением. Сами ажурные плафоны также набирались постепенно, жгутик за жгутиком, сначала формообразующая основа потолще, которая подбивалась лопаткой для придания изделию более ровной формы, а сверху жгутики потоньше и изящнее.

В декорировании, кроме естественно произведенных и ажурных фактур исполь-зовался рис, вдавленный в глину, и в дальнейшем выгоревший, оставивший после себя красивый природный след.

Поскольку все предметы композиции имеют тонкие и хрупкие части, сушилось все очень медленно и равномерно (под полиэтиленовым пакетом со многими слоями газет), во избежание разрыва в месте крепления тонких выходов к более массивным.

Еще использовалась техника вощения - отдельные части каждого изделия покрывались горячим воском, разведенным в скипидаре, для получения более состаренного, живого и естественного вида, для увеличения контрастности некоторых частей, и придания им характерного воскового отблеска. Также применение техники вощения очень хорошо способствовало раскрытию образа.