Это удивительный и сложный процесс. Что происходит с глиной, и какие трудности встречаются на нашем пути?
Допустим, что глина у нас уже готова к работе (отсеянная, отмученная, перемешанная, высушенная для лепки). Мы берем маленький кусочек глины, переминаем его в руке от мелких воздушных пузырей и лепим… Я леплю в разных техниках, самые основные - лепка из пласта, а также лепка жгутом – катаю колбаску от 0,7 до 1,5 см в диаметре (в зависимости от величины изделия (настольное, напольное) и качества глины (простая красная, шамот) и прилепляю одну к другой, одну к другой… Так постепенно выстраивается нужная форма. Но, полепив изделие в высоту, нужно подождать, чтобы глина «схватилась», подсохла, иначе есть риск, что изделие обвалится, если нужно, дополнительно можно сделать временные подпорки из глины. Лепим дальше, а нижнюю часть не забываем опрыскивать водой, теперь уж чтобы она не пересохла. Если изделие большое или конструкция сложная, то внутри еще нужно делать перегородки, тоже чтобы изделие не обвалилось в процессе лепки, сушки, чтобы его не повело при обжиге. А внутри оно должно быть обязательно полым, чтобы не взорвалось в печи. Завершили. Именно теперь декорируем ангобами. Далее сушим – обкладываем газетами, чтобы они впитывали влагу, а изделие быстрее и равномернее сохло, а сверху укрываем пакетом. Размещаем все подальше от сквозняков и источников тепла, чтобы изделие не треснуло от неравномерной сушки, газеты любовно меняем каждый день влажные на сухие. Когда пройдет примерно неделя, можно в пакете сделать дырки, наша работа готова сохнуть быстрее, еще через какое- то время можно убрать газеты или, наоборот, пакет. Разные по величине работы сохнут по-разному, большие можно трепетно сушить и три недели.
Теперь несем в первый утильный обжиг, который длится от 9 до 12 часов при температуре 900 градусов, когда изделие из очень хрупкого становится твердым, выходит лишняя вода, черепок спекается. Здесь могут быть неприятные сюрпризы – если в процессе лепки был случайно оставлен внутри стенки изделия воздушный пузырек, то при нагреве этот воздух расширится и разорвет работу на куски, а может просто что-то отвалиться, а может быть просто трещина. Далее идем покрывать глазурями или флюсными ангобами, а потом опять в обжиг теперь уже на 1050 градусов. А вот здесь происходят чудеса, потому что одни и те же краски могут обжечься немного по-разному и получается каждый раз что-то неповторимое, уникальное! После многочасового обжига бежим к печи и смотрим каждый раз с интересом и тревогой – ну, как там получилось? Хорошо? А иногда изделие, даже если первый утильный обжиг прошло хорошо, то на второй, глазурный, может треснуть или даже сломаться. Слишком много обжигов с одним изделием проводить нельзя, иначе будет пережог – пережжённый темный черепок, слишком яркие или темные краски, трещины. Во всем нужна мера, главное вовремя остановиться.
Вот так, испытав сопротивление материала, тщательно высушив, проведя нужное количество обжигов, мы получим наше керамическое творение - может пройти две недели, а может и два-три месяца. Так родились и все мои работы.